среда, 9 февраля 2011 г.

Одарённые дети

Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А уж талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает.
Когда нам предлагают «создать банк одарённых детей», то мы, недолго сомневаясь, вносим в список имена самых сильных учеников, самых старательных, ответственных, тех, кто не подведёт на очередной олимпиаде или конференции НОУ. Вовсе не удивительно, что одарёнными у нас оказываются одни и те же ребята и по математике, и по литературе, и по физике, химии, по иностранному языку, ОБЖ…
Но если признаться, то найти «одарённого» именно по своему предмету очень сложно.
Условия нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не способствуют развитию перечисленных выше талантов. И всё же учитель, воспитатель должен верить , что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное.
Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.
Иногда ученик принимает решение написать исследовательскую работу, не имея понятия, на какую тему он будет проводить изыскания. Некоторые даже советуются: «А по какому предмету мне написать…?» Конечно же, по тому, который интересен, где много проблем, ещё никем не разрешённых…
Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том , что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.
Ведь конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Подводя итоги, хочется сказать, что творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.
Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…
Естественно предположить, что выдающиеся люди получаются из «выдающихся» детей, которых следовало бы считать одарёнными. Но ни для кого не секрет, что большая часть людей, достигших определённых высот, обучалась в детстве не в «специальных», «элитных» учебных заведениях, а в самых обыкновенных, массовых. Так может быть, и среди обычных детей есть «одарённые», только мы пока этого не замечаем.
По мнению одного из выдающихся российских генетиков (В. П. Эфроимсона), высокая одаренность, гениальность - это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии, такой тяжкий дар выпадает примерно одному из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий