среда, 19 марта 2014 г.

О федеральном перечне учебников для общеобразовательных учреждений

Министерство образования и науки России опубликовало для общественного обсуждения проект приказа "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

Планируется, что новый Федеральный перечень учебников будет утвержден к 1 апреля 2014 года и учебники, отобранные по новому порядку, поступят в общеобразовательные учреждения к 2014/2015 учебном году.

Порядок формирования федеральных перечней учебников был изменен в сентябре 2013 года. В первую очередь это связано с новым законом "Об образовании в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Законом закреплено, что общеобразовательные учреждения имеют право использовать в образовательном процессе только те учебники, которые входят в федеральный перечень. Раньше он формировался по результатам двух экспертиз - научной и педагогической. При этом существовала только функция включения в перечень, и не было предусмотрено возможности исключения. cществовавший перечень насчитывал около трех тысяч учебников. Учителям, родителям и ученикам трудно было сделать правильный и осознанный выбор, кроме того, в перечень попадали и морально устаревшие учебники, и те, к которым есть вопросы по качеству.
Согласно новому порядку в федеральный перечень включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации, на основании положительных экспертных заключений по результатам трех экспертиз: научной, педагогической, общественной, а также по ряду учебников - этнокультурной и региональной экспертиз.
Педагогическую и научную экспертизу в этом году осуществили Российская академия наук и Российская академия образования. Общественную экспертизу провели ряд некоммерческих организаций, в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов. Минобрнауки России не определяло перечень таких экспертных организаций, они определялись заявителем. Минобрнауки считает, что новый порядок формирования перечня существенно повышает информационную открытость проведения экспертизы и формирования перечня.
В федеральный перечень учебников включаются учебники, отвечающие следующим требованиям:
  • учебники должны соответствовать нормам Конституции ссийской Федерации и требованиям законодательства страны, требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОC), иметь положительные экспертные заключения по итогам проведения всех экспертиз;
  • в федеральный перечень включаются учебники, представляющие завершенную предметную линию учебников;
  • каждый учебник должен сопровождаться специальной методической литературой для учителя;
  • учебники, входящие в федеральный перечень, в обязательном порядке должны иметь электронные приложения, предназначенных для применения в образовательном процессе совместно с учебником.

Федеральный перечень учебников будет формироваться раз в три года. Ежегодный пересмотр перечня, как это было раньше, видится неэффективным. Предусмотрена и процедура исключения учебников из перечня при выявлении его несоответствия требованиям. Учителя и родители смогут информировать Совет о выявленных в учебниках ошибках, что может являться основанием для начала процедуры исключения учебника из перечня.
Согласно опубликованному проекту перечня общее количество учебников сокращается почти в два с половиной раза. Одновременно в проекте приказа отмечается "учебники, находящиеся в библиотечном фонде, и приобретенные в соответствии с приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2012 г. № 1067 использовать до их физического износа (до 5 лет)"
О формировании перечня учебников на сайте Минобрнауки РФ: Открыть >>
Проект приказа и перечня на Едином портале общественного обсуждения: Открыть >>


Комментариев нет:

Отправить комментарий