пятница, 20 июля 2018 г.

Рабочая программа по биологии 5 кл


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Семилукская средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов
Семилукского муниципального района Воронежской области



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей естественнонаучного
цикла
протокол № 1
от «29» августа 2017г.

Принята педагогическим советом



протокол № 1
от «29» августа  2017 г.

«Утверждаю»_________

Директор школы
С. И. Тычинин

приказ № 276
от «01»  сентября  2017г.








Рабочая программа
по учебному предмету
«Биология»
в 5«А», 5«Б», 5«В», 5«Г», 5«Д»  классах
на 2017/2018 учебный год











                                                                                                             


Составитель: учитель биологии
Якунина Светлана Ивановна



г. Семилуки
2017 г



 Пояснительная записка
Количество недельных часов: 1 час в неделю.
Количество часов в год: всего 34 часа.
Уровень рабочей программы: базовая.
Классификация рабочей программы: типовая.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по биологии для 5 - 6  классов линии «Сфера» под редакцией Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой.
Рабочая программа разработана  в соответствии с :       
-  Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений  в приказ  Министерства образования и науки  Российской Федерации от 17 декабря  2010г. №1897  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
- приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
- письмом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области  от 29.05.2015  №80-11/4360  «О направлении  разъяснений по применению ФГОС ООО»,
-письмом департамента  образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 17.08.2015 №80-11/6552 «О направлении рекомендаций»,
- основной образовательной программой основного общего образования  МКОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП
       - Примерной  программой по учебным предметам («Стандарты второго поколения») биология 5-9 классы. Требований к результатам освоения основной образо­вательной программы основного общего образования.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальными целями био­логического образования являются:
социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и со­циальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность -носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: призна­ние наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формиро­вание ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получе­ние знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формиро­ванием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, ос­ваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетичес­кой культуры как способности эмоционально-ценностного отно­шения к объектам живой природы.


 Предметные результаты освоения учебного предмета

- Находить в учебнике биология и других источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач, используя ИКТ.
- Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать подтекстовую, концептуальную информацию.
- Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее.
- Анализировать, выделять главное, разделять на части и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия.
- Строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
- Классифицировать, группировать, устанавливать иерархию по заданным или самостоятельно выбранным основаниям.
- Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям, используя ИКТ.
- Устанавливать причинно-следственные связи – на простом, сложном уровне.
- Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач.
- Представлять информацию в разных формах: рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы, используя ИКТ.


 Содержание учебного предмета
Введение (3 ч)
Биология — наука о живых организмах. Предмет изучения биологии. Разнооб­разие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анато­мия, физиология, экология. Эстетичес­кое, культурно-историческое, практи­ческое значение живых организмов. Условия жизни организмов. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды — осно­ва жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека. Осенние явления в жизни рас­тений родного края. Разнообразие растений родного края. Листопадные и вечнозелёные. Начало и конец листопада, его значение. Приспособленность растений к услови­ям среды обитания.

Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12часов)
Царства живой природы: Рас­тения, Животные, Грибы, Бактерии. Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии, их отли­чительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере.
Деление царств на группы. Деление царств на группы. Отделы растений. Типы животных, их харак­теристика. Среда обитания. Экологичес­кие факторы. Среда обитания как совокупность ком­понентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности. Вода как среда жизни. Гидросфера. Приспособленность орга­низмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде. Наземно-воздушная среда жизни. Особенности наземно-воздушной сре­ды. Приспособленность живых орга­низмов к наличию влаги в окружаю­щей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умерен­ной влажности. Устойчивые к недос­татку влаги растения и животные. Свет в жизни растений и жи­вотных.
Свет — важнейший экологический фактор. Световой режим. Свет в жиз­ни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые рас­тения. Движение органов растений к свету. Листовая мозаика. Почва как среда жизни. Экологические особенности почвенной среды обитания. Приспособленность почвенных организмов к жизни в поч­ве. Роль животных в почвообразовании. Разнообразие и значение почв. Роль живых организмов в образовании гумуса и плодородии почв. Организменная среда жизни. Организменная среда жизни. Приспо­собленность растений, животных, грибов к использованию других орга­низмов для постоянного или времен­ного обитания. Паразиты среди расте­ний и животных. Особенности их жизнедеятельности. Совместное про­живание организмов. Сообщество живых организ­мов. Роль растений в сообществе. Взаимо­связь растений и животных. Расти­тельноядные и плотоядные (хищники, паразиты) животные. Всеядные жи­вотные. Животные-падальщики. Роль грибов и бактерий. Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу питания. Пищевые цепи. Роль бактерий и грибов в пищевых цепях. Типы взаимоотношений организмов в сообществе. Отношения хищник-жертва. Отношения паразит-хозяин. Конкурентные отношения. Взаимовыгодные отноше­ния. Значение разных типов взаимо­отношений между организмами для устойчивого и длительного существо­вания сообщества.
Клеточное строение живых организмов (11 ч)
Развитие знаний о клеточ­ном строении живых организмов. Клеточное строение организмов. Исто­рия изучения. Клеточная теория Шванна (XIX в.) -доказательство родства и единства живой природы. Устройство увеличительных приборов. Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа. Состав и строение клеток. Органические и минеральные вещест­ва. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток.
Строение бактериальной клетки. Бактерии - древнейшие организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки. Распространение бактерий и их роль в природе. Строение растительной, жи­вотной и грибной клеток. Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Строе­ние животной и грибной клеток. Сход­ство и различия ядерных клеток. Образование новых клеток.
Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для роста и развития организма. Одноклеточные растения, животные и грибы. Общие признаки одноклеточных орга­низмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточ­ные грибы, особенности строения и жизнедеятельности.

Ткани живых организмов (8 ч)
Покровные ткани растений и животных. Ткани. Покровные ткани растений и животных. Значение покровных тка­ней. Строение покровной ткани листа. Механические и проводящие ткани растений. Особенности строения клеток механи­ческой ткани. Проводящие ткани -древесина и луб, их расположение, строение, функции. Основные и образовательные ткани растений.
Фотосинтезирующая ткань, её распо­ложение, строение и значение. Запаса­ющая и образовательная ткани: распо­ложение, особенности строения, функции. Соединительные ткани жи­вотных.
Общие признаки соединительных тка­ней животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь-особая со­единительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови. Мышечная и нервная ткани животных. Строение и функции клеток поперечно­полосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её зна­чение в обеспечении целостности орга­низма. Весенние явления в жизни растений родного края.
Растения природного сообщества (леса, степи). Жизнь природного сообщества весной. Приспособленность растений к совместной жизни и условиям окружа­ющей среды. Влияние человека на жизнь природного сообщества.


Формы организации учебных занятий и контроля: традиционный урок, тестовый контроль, проверочные работы, биологические диктанты, работа с тетрадями тренажерами, практические работы, лабораторные, самонаблюдения, творческая работа, самостоятельное добывание информации, работа в парах, малыми учебными группами, проектная деятельность, нестандартные уроки. 
Виды и формы контроля:
Виды: текущий, тематический, итоговый, самоконтроль.
Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.



Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема урока
Тип урока
Основные виды учебной деятельности
Планируемые предметные результаты
Домашнее задание
Введение (3 ч)
1/1
02.09.
Техника безопасности при работе в кабинете биологии.   Биология - наука о живых организмах.

Урок открытия нового знания.
Определяют предмет изучения био­логии.
Описывают основные направления биологии и пути её развития. Объясняют значение биологии и жи­вых организмов в жизни человека. Знакомятся с правилами техники безопасности.
Поймут и узнают: примеры значения биологических знаний.
Инструктаж по технике безопасности при работе в биологическом кабинете.
§1с.8 -9
Т-т
с.6 №3

2/2
09.09.
Условия жизни организмов.

Урок закрепления знаний и способов действия.
Называют условия, необходимые для жизни организмов.
Приводят примеры влияния окру­жающей природной среды на чело­века.
Дают определение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы. Объясняют значение озонового эк­рана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере.
Характеризовать оболочки биосферы.
Указывать основные условия жизни живых организмов.

§2с.10-11
3/3
16.09
Основные свойства живых организмов. Осенние явления в жизни растений.

Урок общеметодологической направленности.
(Урок – экскурсия).
Объясняют изменения, происходя­щие с растениями в осенний период.
Наблюдают и описывают объекты и явления во время экскурсии «Осен­ние явления в жизни родного края». Работают в группе при анализе и об­суждении результатов наблюдений. Соблюдают правила поведения в при­роде.
Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период на примере листопада.
Характеризовать основные признаки живых организмов.
Т-П c.54.
Гербарий листьев растений.
Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12часов)
4/1

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.
Урок открытия нового знания.
Работают малыми учебными группами. Готовят творческий отчет. Называют царства живой природы, признаки, характеризующие предс­тавителей разных царств. Описывают роль представителей раз­ных царств в биосфере.
Называть, определять, описывать царства живой природы, их представителей.
§3с.14-15
5/2

Деление царств на группы.
Лабораторная работа №1 «Разнообразие отделов растений».

Урок рефлексии.
(Лабораторная работа).
Выполняют лабораторную работу. Называют типы животных, отделы растений.
Приводят примеры представите­лей разных типов.
Сравнивают представителей разных групп растений и животных.
Приводить примеры и сравнивать представителей разных отделов и типов.
§4 с.16-17
6/3

Среда обитания. Экологические факторы.
Урок развивающего контроля.
Работают с тетрадью – тренажером. Дают определения ключевым понятиям. Называют среды жизни, их экологические факторы.
Сравнивают различные среды жизни. Характеризуют виды экологических факторов. Приводят примеры действия экологических факторов на живые организмы.
Называть, сравнивать среды жизни и их факторы.
Примеры действия факторов на организм.
§5 с.18-19
7/4

Вода как среда жизни.
Лабораторная работа №2.
«Экологические группы наземных растений по отношению к воде».
Исследование: «Докажите наличие у водных растений полос, наполненных воздухом».
Урок закрепления знаний и способов действий.
(Лабораторная работа, исследование).
Выполняют лабораторную работу.
Объясняют возможные причины гибели живых организмов водоемов, основные абиотические факторы водной среды обитания. 
 Приводят примеры обитателей водной среды.   


Называть абиотические факторы водной среды.
§6 с.20-21
8/5

Наземно - воздушная среда жизни.
Исследование: «Докажите влияние света на рост и развитие растений».
Урок изучения нового материала.
(Урок – исследование).
Работают с тетрадью – тренажером, проводят исследование.
Называть, приводить примеры, сравнивать представителей водной и наземной сред.
Называть абиотические факторы.
§7 с.22-25
9/6

Свет в жизни растений и животных.

Урок открытия новых знаний.
Комментированное чтение текста с выделением главной мысли.
Приводить примеры реакции живых организмов на воздействие света.
Выдвигать версии о приспособленности их к световому режиму.
§7 с.24
2 четверть
10/7

Почва как среда жизни.

Урок развивающего контроля.
Работают с тетрадью – тренажером, пишут тест.
Анализировать и сравнивать строение почвенных животных, их роль в образовании почв.
§8 с.26-27
11/8

Организменная среда жизни.

Урок изучение нового материала.
Участвуют в беседе. Пишут биологический диктант.

Узнают примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий.
§9 с.28-29

12/9

Сообщество живых организмов.

Урок открытия нового знания.
Приводят примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания.
Объясняют ведущую роль растений в сообществе.
Прогнозируют последствия нару­шения взаимоотношений между разными видами растений и жи­вотных.
Узнают ведущую роль растений, взаимосвязь растений и животных в сообществе.
§10
 с.30-31, тетрадь – тренажер с.24 №8

13/10

Роль грибов и бактерий.

Урок рефлексии.
Участвуют в диалоге. Приводят примеры грибов и бакте­рий (паразитов, сапротрофов, симби­онтов) пищевых цепей. Определяют место бактерий и грибов в пищевых цепях.
Объясняют роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота.
Приводить примеры, определять место грибов и бактерий, их роль в круговороте веществ.
§11
 с.32-33, творческое задание
14/11

Типы взаимоотношений организмов в сообществе.
Исследование: «Убедитесь, что некоторые растения выделяют вещества, угнетающие растения-конкуренты».
Урок общеметодологической направленности.
Участвуют в обсуждении различных ти­пов взаимодействия организмов в со­обществе.
Прогнозируют последствия для со­общества конкуренции, гибели хищ­ников, нарушения взаимовыгодных отношений.

Приводить примеры, устанавливать причины взаимодействия организмов.
§12
 с.34-35
15/12

Обобщающий урок по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».

Урок систематизации и обобщения знаний.
Называют царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические фак­торы.
Описывают черты приспособлен­ности растений и животных к ус­ловиям различных сред жизни. Обосновывают роль растений, жи­вотных, грибов и бактерий в сооб­ществе. Прогнозируют последствия нару­шения взаимосвязей в живой при­роде.
Называть систематику растений и животных. Среды жизни. Описывать черта приспособленности.

Тест в тетради – тренажере с. 12 - 15
Клеточное строение живых организмов (11 ч)
16/1

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.

Урок открытия нового знания.
Знакомятся с устройством увеличительных прибо­ров.
Работают с текстом учебника.
Называть увеличительные приборы, ученых изучавших клеточное строение.
Формулировать положения клеточ­ной теории.
§13
 с.36-37
III четверть
17/2

Лабораторная работа №3
«Устройство увеличи­тельных приборов».

Урок закрепления знаний и способов действия.
(Лабораторная работа).
Выполняют задания лабораторной работы. Называют части лупы и микроскопа. Описывают этапы и правила работы с микроскопом.


Описывать этапы работы с микроскопом. Применять знания при выполнении л/р.

§14
с.40-41

18/3

Лабораторная работа №4 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».
Исследование: «Приготовьте препарат листа элодеи и исследуйте его с помощью лупы и микроскопа».
Урок закрепления знаний и способов действия.

(Лабораторная работа).
Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы.
Соблюдают правила поведения в ка­бинете биологии, правила обраще­ния с лабораторным оборудованием.
Находить дополнительную инфор­мацию об увеличительных прибо­рах в электронном приложении.

Повт. §14 
19/4

Состав и строение клеток.
Лабораторная работа №5 . «Состав клеток растений».
Урок закрепления знаний и способов действия.
(Лабораторная работа).
Выполняют задания лабораторной работы.
Называть органические и минеральные вещества. Приводить примеры и описывать жиры, белки, углеводы.

§15
 с.42-43

20/5

Строение бактериальной клетки.
Исследование: «Установите значение кипячения молока».
Урок изучения нового материала.
Работают с таблицей и рисунками учебника.

Называть компоненты клетки, выделять особенности клетки бактерий.

§16
 с.44-45

21/6

Строение растительной, животной, грибной клеток.
Лабораторная работа №6 «Строение клетки листа элодеи».

Урок закрепления знаний и способов действия.
(Лабораторная работа).
Выполняют задания лабораторной работы в тетради – практикуме.
Называть органоиды. Сравнивать клетки.
Повторить §16, с.44-45

22/7

Строение клетки.
Лабораторная работа №7 «Строение животной клетки».

Урок закрепления знаний и способов действия.
(Лабораторная работа).
Работают с микроскопом,
готовят микропрепарат.  
Фиксируют результаты
наблюде­ний, делают выводы.

Готовить микропрепарат
в процессе проведе­ния
лабораторной работы.

§17
с.46-47
23/8

Образование
новых клеток.

Урок открытия нового знания.
Слушают объяснение учителя, делают записи в тетрадь.


Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления. Узнают понятия:
деление, хромосомы.
§18
с.48-49
24/9

Одноклеточные растения, животные, грибы.
Урок изучения нового материала.
Комментированное чтение текста с выделением главной мысли.
Определять общие черты одноклеточных. Приводить примеры. Устанавливать различия.

§19
с.50-51
25/10

Колониальные и многоклеточные организмы.

Урок открытия нового знания.
Работают с тетрадью – тренажером и учебником.

Приводить примеры многоклеточных организмов.
Устанавливать признаки различия между многоклеточными растениями, животными, грибами.
Указывать черты усложнения многоклеточных организмов в сравнении с одноклеточными.
§20
с.52-53
26/11

Обобщающее повторение
по теме
«Клеточное строение орга­низмов».
Урок общеметодологической направленности.
Выполняют тестовую работу.
Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот. Делать выводы о причинах сходства и различия клеток. Определять клетки на мик­ропрепаратах и рисунках, других источниках информации.
Классифицировать клетки. Устанавливать взаимосвязь строе­ния клеток с их функция­ми.
Повторить пройденный материал.
Ткани живых организмов (8 ч)
27/1

Покровные
 ткани растений
и животных.
Лабораторная работа №8 «Строение покровной и фотосинтезирующей ткани растений».

Исследование: «Изучение покровной ткани ветки липы».
Урок открытия нового знания.
Лабораторная работа.
Комментированное чтение текста с выделением главной мысли. Работают с лабораторным оборудованием.
Распознавать ткани. Устанавливать взаимосвязи со строением. Сравнивать покровные ткани.


§21
 с.56-57

28/2

Механические и проводящие ткани растений

Урок изучения нового материала.
Слушают объяснение учителя, делают записи в тетрадь.

Устанавливать связи между тканями и условиями жизни в наземно-воздушной среде.

§22
с.60-61
29/3

Основные и образовательные ткани растений.
Исследование: «Установите наличие запасающей ткани в клубнях картофеля».
Урок открытия нового знания.
Проводят исследование. Фиксируют результаты наблюде­ний, делают выводы.
Называть, описывать основные и образовательные ткани.
Устанавливать взаимосвязь строе­ния клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тка­ней с их функциями.
§23с.62-63
30/4

Соединительные ткани жи­вотных.
Лабораторная работа №9 «Строение соединительной  ткани животных».

Урок закрепления знаний и способов действия.
(Лабораторная работа).
Выполняют лабораторную работу.
Фиксируют результаты наблюдений, делают выводы.

Называть, описывать соединительные ткани.
Определять виды тканей. Обосновывать роль крови.
§24
с.64-65
31/5

Мышечная
и нервная
ткани животных.
Лабораторная работа №10 «Строение мышечной и нервной тканей животных».

Урок открытия нового знания.
Лабораторная работа.
Учатся распознавать ткани в процессе лабораторной работы.
Фиксируют результаты наблюдений.

Описывать и сравнивать строение тканей. Определять особенности нервной ткани и их функции.
§25
с.66-67
32/6

Обобщающее повторение
по теме «Ткани живых организ­мов».

Урок систематизации и обобщения знаний.
Выполняют задания в тренажере, участвуют в беседе, дают ответы на вопросы.

Сравнивать разные типы
тканей. Делать выводы
о причинах сходства и
 различия тканей.
Определять ткани на
 мик­ропрепаратах и рисунках, других источниках информации. Классифицировать ткани.
Устанавливать взаимосвязь строе­ния клеток и тканей с их
функция­ми.
Повторить
§21-25

33/7

Итоговый контроль.

Урок развивающего контроля.
Выполняют письменную работу.
Тестирование.
Выявлять особенности химического состава организмов. Называть органоиды клеток.
Объяснять роль различных царств в сообществе.
 взаимопроверка и самооценка
34/8

Весенние явления в жизни растений родного края (экскурсия).

Урок рефлексии.
Совершают экскурсию, наблюдают за весенними явлениями в жизни растений. Оформляют результаты.

Выявлять особенности весенних явлений в жизни растений.
  Отчет по экскурсии                                                   











Комментариев нет:

Отправить комментарий